КАТАЛОГ ТОВАРОВ

История и эволюция двери


История и эволюция двери

История тысячелетий мало изменила смысл назначения двери. В первую очередь - это средство защиты от агрессии внешнего мира, это граница, отделяющая личное пространство. Первым материалом, освоенным человеком для различных целей, было дерево. Первая дубинка, пирога, кухонная утварь и игрушки, двери в пещеру - все это было сделано из дерева. Первые деревянные двери уже для зданий были выполнены из сикомора и немецкого клена в Древнем Египте 3 тысячи лет до н.э. и в Древней Персии 1000 лет до н.э. Этрусская дверь в Вольтерре в 4 веке до н.э. стала первой арочной дверью в Италии.

Появились первые фундаментальные характеристики двери. Это архитрав (в переводе с греческого - главная балка), дверной косяк, дверная панель, порог и др. Архитрав и косяк сегодня преобразовались в дверную коробку, остался неизменным порог, А "цапфы" (вертушки) видоизменились в дверные петли. Двери изготавливали также из железа и бронзы, однако самым распространенным материалом для производства дверей оставалось дерево, об этом свидетельствуют многообразные творения древних мастеров. Самым излюбленным материалом на протяжении многих веков оставались дуб и орех, другие ценные породы, такие как палисандр, клен, тик, ясень, груша, черешня - становились временными фаворитами выдающихся архитекторов и скульпторов. Строительство соборов, церквей и базилик, других культовых сооружений  в готическом стиле в эпоху Возрождения плавно уступило стилю барокко. В эпоху позднего Средневековья мастера-краснодеревщики не просто выполняли заказы на создание дверей и порталов, они должны были еще выплачивать часть полученных за работу денег на благотворительность, выплаты эти назвались "божьими деньгами". Сохранилась самая древняя деревянная дверь в Милане - это Центральный Портал Базилики Сент-Амброджио, созданная в IV веке, она была отреставрирована в 1750 году. Итальянские мастера-краснодеревщики издавна справедливо назывались "колдунами дерева и чудес". На смену стилю барокко приходит стиль Рококко, который вносит в искусство особый изыск и монументальность. И с начала XIX века в мебельном производстве лидером становится Франция, вернувшая в эту отрасль орнаменты Древнего Египта, Древнего Рима и античной Греции. Новый стиль назывался "Возвращение Египта".

В конце того же XIX века в производстве дверей наступил период изысканности и утонченного изящества. В Париже в 1925 году состоялась "Международная выставка Декоративного искусства и Современной индустрии", ставшая знаменательным событием. Стиль дверей Арт Деко можно было охарактеризовать словами, ставшими девизом выставки: «Прошлое не возвращается, оно придумывается заново».

Во время послевоенного восстановительного периода происходит скачок в производстве Дверей, как в мастерских, так и на фабриках, где помощниками в производственном процессе становятся машины. Уже не стиль, и даже не конструкционные особенности дверей определяют приоритет производителей, а только лишь количество выпускаемых изделий. Альтернативным материалом для создания входных дверей становится уже не дерево, а алюминий. Однако деревянные межкомнатные двери не сдавали своих позиций на мировых рынках, их предпочитали в любых интерьерах, даже самых авангардных. И окончательное главенство в производстве дверей и мебели обрел итальянский стиль, надолго завоевав признание во всем мире.

С 20х годов прошлого столетия наступила эпоха облегченных панелей с сотовым наполнением, массивные двери становятся легче, появляются новые конструкционные решения, рынок дверей поражает своим разнообразием. Италия на рубеже 80х годов переживает расцвет технических новинок и идей в дверном производстве. Экспрессия линий и форм, неуемная фантазия и обилие моделей в различных стилях - все это вывело Италию на позиции безусловного лидера в дизайне интерьеров и в мебельном производстве.
Начало возникновения двери уходит своими корнями в каменный век, во времена древности, когда человек охотился на животных и занимался собирательством. В те времена он стремился отгородить свое личное пространство от жары, холода, света и незваных гостей. Дверь уже тогда была символом, олицетворяющим границу между двумя мирами: внешним — полным суеты и проблем, и внутренним — личным, семейным. Сначала это были каменные валуны, а позже двери изготавливались из шкур убитых зверей, соломенных и камышовых полотен.

Считается, что само понятие «дверь» появилось изначально в Древнем Египте, 3000 лет до нашей эры, и означало — «разделение пространства». Двери того времени изготавливали из сикомора или клена и были простой конструкции: стволы связывались веревками, тем самым образовывая щит.
Потом человек придумал прообраз современных косяков и порогов, которые теперь называют дверным коробом, — архитрав (от греч. archi — «старший, главный» и лат. trabs — «балка»), а «цапфы — вертушки» модифицировались со временем в технологически усовершенствованные дверные петли. И только «штифт, стержень», как структурный элемент, обеспечивающий движение дверного полотна, остался неизменным.

С появлением домов из дерева, глины и камня наружная дверь становится все более прочной, так как должна была отвечать предъявленным к ней повышенным требованиям.
И в это время, время бронзового века, появляется дверь из меди. Но ее устанавливали только в храмах и палацах. Камень же применялся для гробниц и усыпальниц. Конечно, такой дорогой материал как бронза был доступен лишь для верхних слоев общества, а вот дерево и железо пошли к простому народу, и дошли до наших времен как надежные защитники домашнего очага.
Известно, что Древняя Греция и Египет достигли огромных успехов в своем развитии. Соответственно, двери из меди вначале, появились у них. Там же впервые появились межкомнатные двери, созданные разграничивать пространство внутри помещения. Но самое интересное, что уже на то время появились замки или, как их называли, засовы, являясь неотъемлемой частью двери. В подтверждение этому, можно привести отрывок из эпоса Гомера «Одиссея»:
«Вышла из спальни; серебряной
ручкой дверь затворила,
Крепко задвижку ремнем затянула...»
В этом отрывке описаны манипуляции с античным замком, который, по преданию, изобрел Феодор с острова Самос. Этот факт отмечен римским историком Плинием Старшим в 79 году, упоминавшем Феодора, как талантливого скульптора, в летописи «Naturalis historia».
Сама же конструкция античного замка представляла собой горизонтальный засов с двумя системами привода — для запирания и отпирания. Самым древним из сохранившихся ключей этого типа является ключ 6 века до нашей эры от храма Артемиды в Лузах (Аркадия), длиной около 50 см, который сейчас находится в «Музее изящных искусств» в г. Бостон, США. Также встречались ключи длиной до 75 см, которые носили на плече. Естественно, носить такой груз было обременительно. И мастера все время стремились уменьшить его вес. Так, на рубеже 5...6 веков до н.э. греческим мастерам это удалось — был изобретен лакедемонский замок-желудь (Лакедемония — область в Греции неподалеку от г. Спарта), отдаленно похожий на современные замки. А вот в Риме и по сей день два здания запираются античными замками: один — в Пантеоне, в церкви святых Космы и Дамиана, другой — в храме Максенция.

Со временем менялись облики зданий, развивалась архитектура, и вместе с этим совершенствовалась технология изготовления деревянных дверных конструкций. Так, постепенно железо и бронза сдавали свои позиции дереву. Насколько позволяют судить сохранившиеся до наших дней творения выдающихся скульпторов и архитекторов, двери из дерева тех времен были многообразны по конструкции, художественному оформлению и используемым материалам. Орех и дуб, славящиеся своей прочностью, были и остаются самыми применяемыми древесными материалами, тогда как более ценные породы дерева: клен, палисандр, груша, тик, ясень, черешня и другие, являлись временными фаворитами в разные века. Известно, что самыми древними деревянными воротами (большие двери), сохранившимися до наших времен, стали миланские ворота Базилики Сант-Амброджио. Они были рождены еще в 4-ом веке от Рождества Христова, отреставрированы в 17-ом и являются великим достоянием в веке 21-ом.
Средневековье началось с интенсивного строительства культовых сооружений — соборов, базилик, церквей и аббатств — и требовало неординарной архитектурной формы двери, чтобы явиться наследию во всей красе и великолепии. Принято считать, что с тех времен зарождается новый виток развития двери. В эту историческую эпоху она несет не только функциональную нагрузку в здании, но и является подлинным произведением искусства. Именно тогда мастера научились соединять разные материалы, к примеру, дерево и бронзу, для формирования дверных конструкций. Ярким доказательством, оставшимся нам в наследие, являются бронзовые двери, или, как принято говорить, — ворота, Баптистерия Святого Иоанна Крестителя во Флоренции, отделанные красным деревом. Ворота этого церковного сооружения расположены с трех сторон:
• Южные ворота, выполненные мастером Андреа Пизаио, с сюжетами из жизни Иоанна Крестителя и с аллегориями Добродетелей;
• Северные ворота, сделанные Гиберти, с эпизодами из Нового Завета, Евангелистами и Учителями церкви;
• Восточные ворота — шедевр Гиберти, по праву считающиеся самыми знаменитыми. Они выполнены по заказу Гильдии купцов в 1425 году, разделены на десять панелей и воспроизводят сцены из Ветхого Завета. По совершенству исполнения ворота заслуженно носят название, данное им Микеланджело, — «Врата Рая».

На смену Средневековью приходит век Возрождения, с новыми идеями и веяниями в архитектуре. И первой в него сделала шаг Франция, диктуя моду на застекленные двери (их прообразом были окна, удлинившиеся до пола), тем самым открыв новый взгляд на функцию самой двери и ее значение. Они явились миру как «французские», и прочно укрепили свои позиции на долгое время. В это же время в Дании были придуманы двухполовинчатые двери, в функцию которых входило Так, началась смена взглядов и подходов в создании главного входа — двери. И уже в начале XIX века, мастера Франции вдохнули новую жизнь в строгие орнаменты и исполнение дверей в стиле древнего Египта, античной Греции и Рима. Наиболее популярным материалом для дверей в этот период становится красное дерево, ввозимое из Центральной Америки. А в начале XX века в производстве дверей наступает период, соединивший в себе несколько эпох и стилей. «Прошлое не возвращается, оно придумывается заново» — это высказывание стало девизом международной выставки декоративного и индустриального искусства, прошедшей в Париже в 1925 году, на которой были представлены двери, поражающие своей изысканной утонченностью.
В послевоенный период происходит увеличение производства дверей в ремесленных мастерских и на крупных фабриках. Это полностью рушит представление об индивидуальном производстве дверей, которое раньше считалось привилегией мастеров-плотников и краснодеревщиков. В производстве входных дверей дерево сдало свои позиции альтернативным материалам, в частности — алюминию и ПВХ (поливинилхлорид), зато межкомнатные двери были и остаются деревянными, прочно укрепившись в интерьере каждого дома.
ХХ век ознаменовался большим скачком в развитии технологий и, соответственно, появились двери с гидравлическим и пневматическим электроприводом. В это же время родились складные, раздвижные и вращающиеся двери.
В наше время мастера могут не только создать и отреставрировать двери, но и возобновить старинные двери давних эпох. На данное время мода требует все новых образов, которые можно воссоздать с помощью современной технологии. Пример — современные двери входа в Лувр. Вход организован пирамидами из прозрачного стекла Saint-Gobain, которое не закрывает архитектурных шедевров. И в этом случае можно сказать, что современность и история, несомненно, дополняют друг друга.
Дверь, в самом истинном понимании этого слова, прошла длинный путь за всю историю человечества. Но неизменным во все времена оставалось одно — она оберегала нас от незваных гостей, и мы находили за ней радость, покой и уют. А когда мастера создавали ее как произведение искусства — мы восхищались ее величием, красотой и грациозностью. Но что за нею будет завтра — не дано пока знать…

Рекомендуемые прочитать

Комментарии ВКонтакте

Комментарии Facebook

Комментарии

Нет отзывов к этой записи

Написать комментарий

Введите число, изображенное на рисунке
code
Наверх